Д16АМ – это дюралюминий марки Д16 с нормальной плакировкой, в отожжённом (мягком состоянии). Д16 – это термоупрочняемый дюралюминиевый сплав нормальной прочности. Маркировка АМ, после указания марки сплава, говорит о виде плакировки и состоянии материала проката. Маркировка А наносится на листы с нормальной плакировкой, а литера М указывает на мягкое состояние материала (после отжига).
Технологические, физические и химические свойства сплава Д16
Химический сплава Д16 описывается в ГОСТ4784-97. По прочности среди алюминиевых сплавов он уступает только В95. Однако, по конструкционной прочности он превосходит В95. Тепло и электропроводность указанного материала значительно ниже, чем у чистого алюминия, но превышает проводимость сталей.
Коррозионная стойкость
Сплав Д16 обладает склонностью к образованию межкристаллитной коррозии, в виду высокого содержание примесей. Особенно эта склонность начинает проявляться при эксплуатации деталей из указанного материала при температуре свыше 80 ˚C. В пределах этой эксплуатационной величины применяется сплав в естественно состаренном состоянии. А с повышением температуры, рекомендуется применять Д16 в состоянии после закалки искусственного старения.
Листы из Д16 плакируются нормальной плакировкой для защиты от коррозии и в нормальном состоянии. Д16АМ плакируется техническим алюминием марки АД1, слоем от 2 до 4 % от толщины проката. Дополнительной защитой от коррозии может служить анодирование или покрытие из лакокрасочного слоя.
Виды проката и механические свойства Д16АМ
Д16АМ – это маркировка для листового проката из дюралюминии Д16, выпускаемого в мягком состоянии и с нормальной плакировкой. В таком состоянии выпускаются листы Д16АМ
Относительное удлинение у данных видов металлопроката составляет около 12 %
а твёрдость НВ 10-1 = 42 Мпа.
Применение проката Д16АМ
Д16М – это конструкционный сплав, профили из которого применяются для устройства нагруженных конструкций, в том числе в авиатехнике. Материал в отожжённом состоянии обладает большей пластичностью, хотя и меньшей прочностью. Однако, он поддаётся закалке и старению уже после производства необходимых форм.
Отожжённые ленты Д16АМ толщиной 0,5-0,7 мм — выпускаются шириной 1000-1600 мм, а ленты Д16АМ 0,7-10,5 мм — шириной 1000-2000 мм. Ленты и листы из этого сплава также служат в качестве конструкционного материала в авиационной промышленности и в других областях и где легко поддаются деформации, с возможностью последующей закалки и старения.
В ряду прочих сплавов Д16 в мягком состоянии, хотя и обладает меньшей прочностью, чем В95, но лучше деформируется и поддаётся последующей закалке и старению. После старения, сплав Д16 практически не уступает по механической прочности В95. При высоких температурах, после искусственного старения он теряет в прочности, но сохраняет лучшую стойкость к коррозии. Конструкционная прочность Д16 в твёрдом состоянии – выше, чем у В95. По этой причине Д16 является самым распространённым конструкционным сплавом алюминия.